суббота, 1 октября 2016 г.

Обзор Legend of Kay Anniversary

Опять платформер... Что-то в последнее время меня прям прорвало на них. Бьюсь об заклад, что опять в них переиграю и долгое время к жанру и десятиметровой палкой прикасаться не буду. Кхем... Порываясь одно время попробовать пройти эту игру на PS2, я дотормозил в итоге до того, что дождался её порта на ПК. Понимая, что сигнал из Космоса на сей раз поступил уже жирный, я не стал откладывать и с Legend of Kay ознакомился уже там.

Legend of Kay — детище ничем не примечательной немецкой студии Neon Software, практически всю свою сознательную жизнь специализировавшейся на играх по лицензиям для портативных консолей от Nintendo. Оказавшись в нулевых под крылом JoWooD, они, видимо, решили разорвать порочный круг и предприняли попытку покорить рынок стационарных приставок трёхмерным гибридом платформера и аренного слэшера. Попытка эта стала для Neon Software последней, т.к. из-за возникших после релиза игры финансовых трудностей у JoWooD студия расформировалась. Спустя годы Legend of Kay вернулся в виде порта под основные консоли текущего поколения, а также для ПК. Его-то мы сейчас и опробуем.

Если говорить кратко и по существу, то Legend of Kay Anniversary — игра хорошая. Не замечательная, не отличная, а просто хорошая. Казалось бы, и пушистые зверьки есть, и дальневосточный фентезийный сеттинг, и замечательный саундтрек от Джейка Кауфмана, этот самый сеттинг местами отлично дополняющий, но, как говорится, "не дожали". Практически с каждом ключевом аспекте игры в глаза бросается какой-либо изъян, мешающий получить столько удовольствия от прохождения, сколько Legend of Kay могла предоставить. Что ж, пора окунуться в игру ещё раз и буквально пройтись по ней от начала до конца, т.к. сухое перечисление плюсов и минусов ни к чему хорошему в данном случае не приведёт.

Когда-то на островах Йенчинь (дай Бог, правильно написал) все народы: коты, зайцы, лягушки и панды — жили в мире и согласии, следуя философии Пути. Но с каждым последующим поколением отношение к традициям становилось всё более и более наплевательским, в результате учение о Пути из образа жизни превратилось в сказку из далёкого прошлого, а народы потеряли духовную связь друг с другом и замкнулись в себе. Всё это привело к тому, что разрозненные нации оказались не готовы к нападению воинственных горилл, поддерживаемых крысами-алхимиками, и сами по себе не смогли ничего им противопоставить. С этого момента и начинается история кота Кея, обучающегося боевым искусствам у пожилого мастера, бывшего в молодости живой легендой, сейчас же беспрерывно прикладывающегося к бутылке. Параллельно с этим гориллы пытаются на легитимных условиях прийти ко власти, гарантируя зажравшемуся кошачьему населению защиту от любых внешних угроз. Поначалу Кей терпел незваных гостей, но, когда школу его учителя закрыли по ложному обвинению в подготовке восстания, Кей, видя полное нежелание "мастера" хоть как-то этому противодействовать, решает, что с него хватит, крадёт меч своего учителя и идёт войной против иноземных захватчиков. Но это я уже немного забегаю вперёд, поскольку последние часы мирной жизни мы застать ещё успеваем.

Начинается игра очень многообещающе: сразу же даётся небольшая деревня для изучения и получения первых навыков в управлении, а все значимые для сюжета кат-сцены подаются в виде озвученного комикса. Кей, за которого нам и предстоит играть, волен заходить почти в каждый дом, общаться с каждым встречным и даже получать опциональные квесты, за выполнение которых он резонно может ожидать презенты различной степени ценности. Но Вы быстро поймёте, что вся деревня — это один большой туториал, в котором Вам и шагу не дадут ступить самостоятельно. Причём туториал это полностью озвученный и — что хуже всего — непроматываемый! Без шуток, каждое возможное действие, каждая новая атака и каждый акробатический приём разжёвывается целыми абзацами. Кульминацией неуважительного отношения разработчиков к умственным способностям игроков является обучение езде на кабанах: всё, что можно объяснить, объясняется огромным озвученным трактатом, в котором, к тому же, смысла вообще никакого нет, т.к. все нужные подсказки по управлению всё равно будут висеть на экране. Благо, чертовски красивая музыка от Джейка Кауфмана сглаживает всю эту нервотрёпку.

Саундтрек Legend of Kay, с одной стороны, — довольно типичный пример фоновой поддержки соответствующего дальневосточного сеттинга. С другой же стороны, у меня язык не поворачивается назвать игровую музыку невыразительной. Локации игры буквально пропитаны композициями одна другой краше, настолько удачно музыка создаёт атмосферу и вдыхает жизнь в обстановку! Моменты спокойствия сопровождаются очень красивыми и переливающимися ориентальными мелодиями, угрюмая и неуютная окружающая среда поддерживается тревожными струнными и вызывает в мозгу ассоциативную смесь из MediEvil, Evil Twin и даже немного Gothic Кая Розенкранца, а во время битв на передний план выходит медь. Рецепт, как видите, стандартен, но, блин, насколько же удачно саундтрек вписался в игру.

Track 3
Track 6
Swamp
Track 31

И знаете, что? Он до сих пор так и не вышел хоть где-либо! Ни на физических носителях, ни в сервисах цифровой дистрибуции — нигде! Хотите его послушать вне игры — либо надейтесь, что ссылки на геймрип в интернете ещё живы, либо ковыряйте диск самостоятельно. Учитывая, что Джейк не брезгует публиковать свои работы в bandcamp'е для скачивания, вдвойне странно наблюдать, что даже переиздание игры не стало весомой причиной выложить музыку из неё где-либо. Не исключаю, что права на музыку находятся у кого-то из Neon Software, но тогда обращаю уже в их адрес всё те же претензии.

Всё, вроде высказался, теперь можно вернуться к основной части. По окончании туториала, казавшегося просто бескрайним, Кей попадает к зайцам, которые уже успели в полной мере оценить нрав горилл и крыс. Что ж, будет на ком проверить местную боевую систему, к которой нас наконец-то допустили. Поначалу Кей вооружён только мечом, но его одного пока за глаза хватает, чтобы игрок не заскучал, благо приёмов его использования достаточно. Есть обычные комбо, есть атака в прыжке, есть апперкот из приседания, есть усиленный прыжок из всё того же приседания, который можно использовать и для достижения вышестоящих платформ, и для совершения приёма, буквально вдавливающего врагов в землю при попадании, есть атака на бегу, есть акробатическое "заворачивание" за спину врага, есть даже захват, причём две последних техники появятся в арсенале только после внеочередного обучения. Разумеется, есть и блок, неумение пользоваться которым на уровне сложности выше нормального может быстро закончить игру. Управление разбросано по контроллеру на удивление хорошо: персонаж управляется идеально, а приёмы не требуют изподвывертнутых комбинаций. Есть только один небольшой минус — игра запоминает нажатые кнопки слишком хорошо. Представьте ситуацию: враг мощным ударом повалил Кея на пол, Кей секунду-две лежит в обмороке, очухивается, встаёт и сразу же ударяет перед собой пустой воздух. Почему так получилось? А потому, что Вы нажали кнопку атаки тогда, когда герой уже не мог её исполнить, но игра запомнила выбранное действие и дождалась момента, когда Кей сможет его выполнить. Несмотря на то, что в особо крупных заварушках даже эта "слепая" атака иногда может попасть в цель, такая спонтанность очень бьёт по нервам.

Хоть враги и могут выдерживать целые серии ударов, Кей тем же похвастаться не может, располагая с самого начала всего четырьмя сердечками и парой дополнительных жизней. Один пропущенный удар в большинстве случаев равняется одному сердечку, но особо мощные враги на высоком уровне сложности показатель здоровья могут обнулить куда стремительнее, поэтому стоит озаботиться его прокачкой. За прохождение квестов, за деньги в магазинах и из особо хорошо запрятанных сундуков можно получить т.н. "Heart Container", добавляющие экстра-сердечко в общий счёт, поэтому если хотите облегчить себе дальнейшее продвижение по игре — будьте каждой бочке затычкой. Также со временем начнут попадаться доспехи, принимающие несколько ударов на себя, после чего ломающиеся. Когда есть лишние деньги, их лучше покупать, т.к. аптечек на все случаи жизни может не хватить, а стоят они не намного дешевле брони.

Вообще, арсенал дополнительных предметов довольно обширен, несмотря на всю их вторичность. Кроме банальных восполнителей здоровья и маны, о которой речь пойдёт чуть позже, а также дополнительных жизней, есть такие экземпляры, как снадобье берсерка, поджигающее меч и позволяющее Кею пробивать любой блок и наносить усиленный урон, банка с шершнями, атакующими всех врагов в зоне видимости при использовании, а также своеобразное демоническое снадобье, показывающее врата, ведущие буквально в ад. Подобные врата представляют собой нечто вроде бонусных этапов, где можно набрать много очков, но... Для обычных бонусов они выглядят своеобразно. Также есть ещё бомбы, которыми можно не только врагов наказывать, но и стены в некоторых местах взрывать, поэтому одну-две таких штуки лучше носить с собой всегда.

Второй способ поставить недругов на место — это магия. Правда, её реализация в игре совсем уж тривиальна — зажать кнопку атаки на некоторое время и шарахнуть молнией всех, кто стоит неподалёку. Сравнимо с использованием бомб в тех шмапах, где они есть. Одна такая молния стоит пять очков маны, что чрезвычайно много и не позволит Вам злоупотреблять магией на протяжении чуть ли не всей игры, т.к. начинает герой всего с четырьмя единицами и заветную пятую получает во время того самого начального туториала. Прокачивается же мана тем же способом, что и здоровье, — нахождением соответствующих повер-апов, поэтому не ленитесь заглядывать во все подозрительные углы.

Единственное, что немного расстраивает — большинство битв в игре происходит на импровизированных "аренах", на которых героя запирают вместе со врагами. В этом нет ничего плохого, но на сотый раз такая структура начинает утомлять, а просто избежать нежелательного сражения Вам, скорее всего, не позволят.

Следующее, что Вы заметите после боёвки, — удивительно странную для такой игры систему зарабатывания очков. Да, с ней разработчики явно перемудрили, я даже затрудняюсь описать её словами. Попробую изложить кратко: игрок получает очки за сбор денег и разноцветных кристаллов, сбор кристаллов одного цвета увеличивает множитель сбора очков, однако случайно взятый кристалл другого цвета сбрасывает множитель, также множитель сбрасывается автоматически после продолжительного бездействия, а поддерживается он сбором денег и кристаллов. Вроде бы и несложно, но для банального сбора очков как-то вычурно. Казалось бы, зачем это вообще нужно, но если Вы вознамеритесь открыть все бонусные материалы, заложенные в игру разработчиками, то с системой очков придётся освоиться.

К тому моменту, когда Вы отправитесь в логово дракона, переизбыток акцентов в озвучке персонажей может довести до припадка. Скрипучие крысы, шепелявые зайцы, медленно басящие гориллы — это ещё ладно, но дракон с австралийским акцентом?! Боже ж ты мой... Как будто кто-то взялся за озвучку Chrono Cross, где тоже было дофига акцентов неизвестно зачем. Хуже этого только постоянные каламбуры и шутки. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев они просто не смешные. Но даже это пасует перед тем, что Вас ждёт дальше. Готовьтесь, главная проплешина всея игры — уровень болот, населённый лягушками!

Это лютая тягомотина, целиком состоящая из оттенков зелёного и коричневого, и её не спасает ничто: ни новые враги, ни новое оружие, коим являются когти, ни новые гиммики, ни атмосферные композиции на фоне. Единственное, что скрашивает пребывание в этом серобуромалиновом месте — посещение подземных лабиринтов, которые хоть и линейны сами по себе, просто требуя немного беготни туда-сюда, но сделаны чертовски хорошо. Однако из-за того, что этот уровень жутко долгий и заторможенный, создаётся такое ощущение, будто половина всей игры из одних только болот состоит. Тем, кому эта зелёная каша также не импонирует, советуется просто перетерпеть, благо в дальнейшем ждёт город панд, где Вам выдадут третье и последнее оружие — молот!

А теперь о вкусном — о дополнительном вооружении. Когти — довольно забавная штука, характеризующаяся быстрыми смертоносными атаками и очень продолжительными комбо, которыми неподготовленного врага можно буквально задавить. У когтей есть всего один минус, но именно из-за него оружие не так эффективно, как того хотелось бы, — когти не пробивают броню. Вообще. Учитывая, что почти все крупные враги к тому времени уже облачены в сталь с головы до пят, применить когти практически не на ком. Пауки, пчёлы и прочая мелкая живность — единственные, против кого они могут оказаться эффективны. Боевой молот — совсем другое дело. Это мощное, но трудное в использовании оружие с крайне заторможенными комбинациями, которые более шустрые враги будут постоянно сбивать, однако в руках мастера оно сокрушительно. Если научиться правильно сочетать подсечки апперкотом и удары из высокого прыжка, то молот вполне может стать Вашим самым любимым оружием в игре.

Насмотревшись на то, с какой самоотдачей герой размахивает всеми тремя видами оружия, приходит понимание того, сколько же усилий было вложено в анимацию персонажа. Ни один NPC в игре не может похвастаться такой проработкой. Причём проработка эта порой кажется даже немного излишней! Пара примеров:

  • Если Кей долго спускается по винтовой лестнице без остановок, то в конце у него начинает кружиться голова;
  • Если герой падает в кипящую лаву, то он тонет в ней, держа вверх кулак с поднятым большим пальцем. Отсылку лучше этой не придумать;
  • Переплывая через болото, Кей будет прикрывать лицо рукой и щуриться, т.к. ни черта не видно;
  • Вынырнув из водоёма, Кей по-кошачьи отряхивается.

И так далее, и так далее. Приятно, что ребята из Neon Software действительно осознавали, что главного героя, занимающего 99% экранного времени, имеет смысл детализировать до упора, чтобы тот не наскучил игрокам.

Тем временем, Кей в составе повстанческой организации Avalanche (э-э-э... Ну, это хотя бы забавная отсылка) уже готов отправиться на вулканический остров Ла-ву, где засели лидеры захватчиков, и дать им последний бой. Впрочем, и без помощи героя союз крыс и горилл уже трещит по швам и обрастает внутренними интригами. К сожалению, все намёки на рушащуюся дружбу врагов куда-то улетучиваются с прибытием Кея на место финального сражения. Сюжета у игры не так чтобы много, но даже при этом авторы умудрились создать в конце ощущение поспешности и недосказанности. И это касается не только конфликта между врагами. Та же философия Пути то вспоминается в сюжете, то опять забывается и в итоге просто никуда не ведёт. Мотивации злодеев также кажутся более амбициозными, а на деле они не представляют собой ничего особенного. Финальный босс — живое отражение всей этой сумбурности. Не стану его описывать, поскольку это просто нужно видеть. Не знаю, может, я просто придираюсь в сюжету, который мне просто не по возрасту и всё такое, но немного обидно видеть, что для такого целостного мира сделали такую разрозненную историю. Возникает такое чувство, что разработчики выдохлись после придумывания всех каламбуров, вложенных в реплики персонажей, а на остальное не хватило ни сил, ни времени.

И уже не хватит, поскольку Legend of Kay подошла к своему не совсем логическому, но завершению. Что же можно сказать в итоге? Платформинг бодрый, боевая система незамысловатая, но интересная и имеющая некоторые нюансы, раскрывающиеся после литров пота и крови, потраченных в особо сложных моментах, саундтрек от Джейка Кауфмана, который не должен вызывать вопросов, сюжет же... Он попросту не воспринимает себя серьёзно, поэтому может не оправдать ожиданий.

Реализация — 8 (Далеко не идеальный, но очень крепкий гибрид слешера и платформера в дальневосточном сеттинге. Вот только из-за очень затянутого обучения порог вхождения оказался выше, чем ему стоило.)

Музыка — 9 (Оркестрово-ориентальный саундтрек от Джейка Кауфмана скрашивает пребывание в без того неплохой игре. Несмотря на всю его фоновость, некоторые треки хочется переслушивать снова и снова. Жаль, что саундтрек отдельно так и не вышел, он того вполне достоин.)

Сюжет — 5 (Норм. Ни сильных, ни откровенно слабых сторон; просто ваш типичный сюжет для мультика субботним утром.)

Личное мнение — 8 (Конечно, бесчисленные аренные битвы изрядно утомляли, особенно под конец игры, но даже они нисколько не мешали получать от игры уйму удовольствия. Немногочисленные недостатки тонут в океане обаяния, источаемом игрой.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.